Интересные факты

Меню сайта

Свежие новости

0

Общая информация о СОУТ

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее – Закон) ввел новую для работодателя процедуру – специальную оценку условий труда, которая пришла на смену аттестации рабочих мест. То есть с момента вступления Закона в силу, а именно, с 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест работодатель должен проводить специальную оценку условий труда.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон):

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий

- по идентификации вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса;

- по оценке уровня их воздействия на работника.

По ее результатам, в частности (ст. 7 Закона):

- работники обеспечиваются средствами индивидуальной и коллективной защиты;

- устанавливаются предусмотренные ТК РФ гарантии и компенсации для сотрудников;

- проводятся предварительные и периодические медосмотры;

- устанавливается дополнительный тариф взносов в ПФР;

- рассчитывается скидка (надбавка) к страховому тарифу взносов на "травматизм";

- подготавливается статистическая отчетность об условиях труда.

 

Указанная оценка организовывается и оплачивается работодателем, а проводится работодателем совместно со специализированной организацией (ч.ч. 1 и 2 ст. 8 Закона).

 

 

Чьи условия труда оцениваются?

 

 

По общему правилу специальная оценка проводится в отношении условий труда (рабочих мест) всех сотрудников.

Однако из этого правила есть несколько исключений. Так, специальной оценке не подлежат условия труда (ч. 3 ст. 3 Закона):

- надомников;

- дистанционных работников;

- сотрудников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися ИП.

Напомним, что аттестацию нужно было проводить только в отношении рабочих мест, указанных в п. 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н). А именно в отношении тех, на которых заняты сотрудники:

  • работающие с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами и транспортными средствами;
  • осуществляющие их эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт;
  • работающие с источниками опасностей, которые способны оказывать вредное воздействие на работника;
  • использующие электрифицированный, механизированный или иной ручной инструмент;
  • осуществляющие хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.

При этом рабочие места офисных сотрудников аттестации не подлежали.

Из сравнения видно, что с 2014 года специальную оценку условий труда должны будут провести даже те работодатели, которые ранее были освобождены от аттестации рабочих мест.

 

 

 

Когда проводится специальная оценка?

 

 

Специальная оценка осуществляется не реже одного раза в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении (ч. 4 ст. 8Закона). При этом не имеет значения, выявлены ли в ходе оценки вредные и (или) опасные факторы. То есть даже если они не выявлены, через пять лет процедуру нужно будет проводить вновь.

Отметим, что ранее рабочие места освобождались от аттестации, если по ее итогам условия труда признавались безопасными (пп. "б" п. 8 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н).

 

Обратите внимание, что существуют случаи, в которых необходимо провести специальную оценку ранее чем по прошествии пяти лет, то есть внепланово. Так, внеплановая оценка проводится в следующих случаях (ч. 1 ст. 17 Закона):

1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона;

3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

 

 

Для чего применяются результаты СОУТ

 

Итоги специальной оценки условий труда могут применяться в хозяйственной деятельности по целому ряду направлений. Среди них:

· разработка и реализации мероприятий по улучшению условий труда, обоснование соответствующего финансирования;

· установление дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд России с учетом класса и подкласса условий труда на рабочем месте;

· расчет скидок и надбавок к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· установление работникам ограничений, гарантий и компенсаций, предусмотренных действующим трудовым законодательством;

· оценка уровней профессиональных рисков;

· организация обязательных предварительных и периодических медосмотров сотрудников, необходимых работникам видов медицинского обеспечения;

· налаживание системы обеспечения средствами индивидуальной и коллективной защиты;

· осуществление контрольных и мониторинговых мероприятий, проводимых в рамках комплекса по охране труда;

· рассмотрение трудовых споров, связанных с обеспечением безопасности на рабочих местах;

· информирование работников (об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске здоровью, гарантиях, компенсациях и т.п.);

· подготовка профильной статистики.

Календарь статей

03 2015
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив статей